Специалисты рекомендуют!
«Профилактика ОРВИ»
«У меня печальный вид —
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое?
Это — грипп!»
С.В. Михалков
ОРВИ — самые распространенные человеческие болезни — до 90% всех случаев инфекционных заболеваний. Ими болеют все — одни чаще, другие реже. Зимой чаще (вирусы в это время намного активнее), летом — реже.
Вызывающие ОРВИ вирусы поражают так называемые эпителиальные клетки — клетки, покрывающие дыхательные пути от носа и горла до легких. Вирусов этих существует превеликое множество, самый известный — грипп, но есть и другие — менее знаменитые (парагрипп, аденовирус, риновирус, реовирус и т.д.). Особую грусть вызывает тот факт, что каждый из этих вирусов имеет определенное количество вариантов (парагрипп — всего 4, грипп несколько десятков), поэтому у человека имеется теоретическая, а, нередко, и реальная практическая возможность болеть ОРВИ весьма часто.
Во внешней среде вирусы гибнут довольно быстро, но от человека к человеку передаются очень легко — воздушно-капельным путем. От момента заражения до появления первых признаков болезни (этот промежуток называется инкубационным периодом) необходимо совсем немного времени — иногда несколько часов, но, как правило, не более четырех дней.
Любой респираторный вирус поражает, как правило, не все дыхательные пути, а какой-то определенный участок. Даже на этом уровне прослеживается избирательность вирусов. Риновирус — слизистая оболочка носа, парагрипп — гортань и трахея, грипп — трахея и бронхи и т.д.
Симптомы ОРВИ всем прекрасно известны, хотя бы потому, что человека, который ни разу ОРВИ не болел, просто не существует. Вначале недомогание, ну а повышение температуры тела, насморк и кашель долго себя ждать не заставляют.
Но конкретные, индивидуальные симптомы ОРВИ в каждом случае зависят, прежде всего, от того, где, на каком участке дыхательных путей вирус вызвал наиболее сильный воспалительный процесс. Ринит — поражение слизистой оболочки носа, фарингит — поражение слизистой оболочки глотки, назофарингит (нос и глотка одновременно), тонзиллит (миндалины), ларингит (гортань), трахеит (трахея), бронхит (бронхи), бронхиолит (самые мелкие бронхи — бронхиолы).
Зная признаки поражения того или иного участка дыхательных путей, врач может не только поставить точный диагноз (т.е. сказать не просто «ОРВИ», а конкретно «ОРВИ, бронхит» или «ОРВИ, ларинготрахеит»), но и предположить какой именно вирус вызвал настоящую болезнь.
Обильный насморк при мало нарушенном общем состоянии — ринит, скорее всего риновирус; осипший или охриплый голос, грубый болезненный кашель — ларингит, скорее всего парагрипп; очень высокая температура, выраженное нарушение общего состояния, незначительный насморк, частый сухой кашель — бронхит, скорее всего грипп и т.д.
Способы профилактики и принципы лечения ОРВИ не зависят от того, как точно данный вирус называется. Это кстати, во многом определяет тот факт, что практические врачи-педиатры предпочитают не морочить своим пациентам головы и редко называют болезни их точными именами, например, аденовирусная инфекция, или парагрипп. Слово «ОРВИ» и родителей и врачей по большому счету устраивает, им и пользуются.
Исключение составляет, пожалуй, грипп — самое, пожалуй, известное заболевание из всех ОРВИ.
Медицинская сестра
Наушарипова Айнаш Нурмолдовна
«Да здравствует игра!»
Мы растим, воспитываем, учим своих детей — и порою очень устаём от таких серьёзностей и ответственностей. Если это — про вас, попробуйте сделать наоборот. Не учите детей жить. Позвольте себе однажды поучиться у собственного ребёнка.
Дети обладают двумя потрясающими свойствами:
- они умеют жить здесь и сейчас;
- умеют жить играя.
Игра для дошколёнка — это и средство познания мира, и разные роли, освободиться от напряжения. Игра — это, фактически, образ его жизни.
Игра как способ познания мира и себя.
В дошкольном возрасте, больше, чем в любом другом, дети готовы «живо и жадно» учиться. Учиться — это ведь не обязательно сидеть за партой или отвечать у доски. Дети учатся играя. Игра — это ведущий вид деятельности дошколят. Это не просто приятное времяпрепровождение, это их естественная потребность.
Учимся играя
Почему бы в «скучном» месте не воспользоваться их желанием играть и учиться — когда вы с ребёнком стоите в очереди и он весь искрутился или тихонько поскуливает? Или едете в автомобиле, гуляете по городу, занимаетесь домашними делами? Нам можно не напрягаться и бесконечно не одёргивать скучающего ребёнка. А поиграть, и поучить, и к школе подготовить.
Например, вы можете помочь разобраться в причинно-следственных отношениях.
Игра «Что сначала, что потом»
Она развивает наблюдательность и поможет ребёнку разобраться в причинно-следственных отношениях. И просто — это весело. А чувство юмора ещё никому не помешало.
Играют так:
ВЫ говорите: «Сначала... просыпаемся». Ребёнок добавляет: «А потом.. умываемся».
«Сначала выпадает снег...» «Потом... катаемся на лыжах».
Попробуйте перевернуть фразу и как следует посмеяться (если ребёнок не понял, поясните, что бывает, что не бывает и что из чего вытекает).
Шутки приветствуются.
Ребёнок говорит, например: «Сначала наливаем воду». Вы подхватываете: «Потом... разбиваем чашку...».
Это — только идея, а вариантов может быть множество.
Игра «До и после»
Говорите предложение, где происходит какое-то действие, а ребёнок должен сказать, что происходит до и после этого события.
Например, почему Арина взяла в руки лейку?
Можно придумать различные варианты игры (на ориентацию в пространстве: справа, слева, вверху; во времени: вчера, сегодня и т.п.)
Игра «Зачем нужна вода» (когда вы на кухне)
Ставите около ребёнка большую кастрюлю с водой, банку с широким горлышком и небольшую кружку. Спрашиваете: «Зачем нужна вода?». Ребёнок отвечает, например: «Вода нужна, чтобы варить суп». Зачерпывает полную кружку воды из кастрюли и выливает в банку. И так далее, перечисляя, он наливает воду в кастрюлю. Узнаёт, где используется вода, как она важна.
Игра «По приметам»
Игра на классификацию и обобщение, рифмы, наблюдательность (играть можно сразу с несколькими детьми).
- Тот, кто любит есть бананы, пусть поднимется с дивана (тот, кто любит, — выполняет).
- Тот, кто любит кушать груши, Пусть потрёт скорее уши.
- Кто весёлый ученик, Тот покажет мне язык.
Игра «Стекло»
Развивает коммуникативные способности.
Игра в парах. Игроки садятся напротив друг друга. Надо представить, что между ними толстое стекло. Друг другу невербально (мимикой, жестами, без слов) передают информацию.
На улице холодно, ты забыл надеть шапку.
Иди домой — уже поздно.
Скоро очень интересные мультфильмы.
Скоро обед, иди кушать.
Вынеси мне стакан воды.
Игра «Веселые клоуны»
Развивает мимику, чувство симпатии.
Участники разбиваются на пары. «Веселый клоун» пытается рассмешить «несмиянок». Используется мимика, жесты, интонации, затем они меняются ролями.
Когда поможет игра?
Профилактические меры. Можно, например, перед визитом к врачу поиграть с ребёнком в доктора и пациента. Особенно если ребёнок вообще боится белых халатов или ему назначены новые процедуры. Больше всего дети (да и взрослые тоже) боятся неизвестности: ребёнок не знает, что в этот раз с ним будут там делать.
Освобождение от стресса. Если ребёнок чем-то напуган (и вы знаете чем), несколько дней подряд играйте с ним в то, что его так потрясло. Так, дети часто рассказывают друг другу всяческие страшилки. Если кто-то из приятелей во дворе или детском саду напугал вашего ребёнка историей про чёрную руку или, например, чудовище, которое заглядывает вокна и утаскивает детей — поиграйте в то, как вы побеждаете такого монстра. Из страшного чудище превратите в смешного, глупого, попадающего в нелепые ситуации.
Такое проигрывание помогает выразить (вылить из себя) свои чувства и избавиться от кошмаров.
Культура поведения. Например, вежливые продавец и покупатель (вы и ребёнок). Или, например, в магазин приходит невоспитанная лошадка и требует себе сена. Малыш учит её, как надо покупать, продавать, общаться правильно...
Эти игры-шутки помогут и вам, и ребёнку, когда он вышел из себя и никак не желает возвращаться обратно.
Ваш ребёнок явно не в духе, и вы не понимаете почему. Понять причину плохого настроения — это главный шаг к устранению «сердитой» проблемы. Но в том-то и беда, что дети не любят (а чаще всего — не могут) выявить, а уж тем более объяснить нам, «что случилось», «что с тобой», «почему ты...». Это только кажется, что причина детской вредности и капризов лежит на поверхности (не купили игрушку, получил двойку, хотел шоколадку, а налили суп и т.п.). На самом деле за внешней причиной стоит другая, и она куда глубже и важнее.
Потому лучше всего оставить его в покое. И никаких мер принимать не надо. Кроме одной. Играть. В игре вы не просто родитель, вы ещё и друг, союзник, единомышленник, тот, кому можно доверять.
Игра «Упрямый бычок»
Когда ребёнок вредничает или просто сопротивляется, подойдите к нему и легонько бодните его. Потом ещё и ещё... Он обязательно ответит вам тем же. Теперь два бычка могут не просто пободаться, а ещё и покувыркаться «в траве» и поскакать.
Дети любят, когда их трогают, хотя те, кто постарше, упрямо не сознаются в этом. Ну и пусть.
Зато они почувствуют, как с вами хорошо.
Игра «Зеркальное отражение»
Повторяйте все жесты вашего ребёнка. Он смотрит исподлобья — вы тоже, он почесал ухо — вы тоже, он топнул ногой — топайте и вы. Копируйте его выражение лица, его сердитое сопенье и т. п. Как только он начнёт пародировать вас, удвойте старания.
Нам легче идти на контакт, когда у нас есть что-то общее. Даже если это всего лишь забавные жесты.
Игра «Два сердитых козлёнка»
«Встретились на лугу два сердитых козлёнка и стали разговаривать...» Как? Конечно, говорить «ме-е-е» да «ме-е-е».
Вы можете выразить массу эмоций. Вот и выражайте. Поругайтесь, поспорьте, помиритесь, поговорите...
Да и пободаться тоже неплохо. Непременно захочется потом порезвиться и поскакать.
Игра «Под водой»
Под водой говорить нелепо: всё равно ничего не услышишь. Объясняйтесь при помощи жестов и мимики. Ну-с, как вы скажете, например: «Пора, рыбка моя, делать уроки»?
Возможно, вы оба поймёте, что и без слов можно слышать друг друга. Если, конечно, захотеть.
Дети — народец действия. Вот и действуйте: ему на радость, себе на перемирие.
Психолог
Бекирова Олеся Викторовна